1

Предшественник Версаля

Пидгорецкий замок

Нам повезло, что именно здесь, в Пидгирцах, итальянец Андреа дель Аква и француз Джулиан ле Вассер де Боплан построили красивейший в Европе дворец с чудесным парком (даже раньше знаменитого Версаля).
В 1633 г. великий коронный гетман Станислав Конецпольский купил Пидгирцы и в 1635 году начал строительство замка.
Замок-дворец, возведённый в 1635–1640 годах на средства Станислава Конецпольского, и, действительно, затмивший своей красотой все королевские резиденции, был подарен в 1682 г. Александром Конецпольским Якубу Людвику Собескому, и в собственности этой королевской семьи замок пребывал до 1720 г.
В Пидгорецкий дворец съезжались европейская знать. Пётр I , поражённый роскошью замка-дворца, поспешил воссоздать подобное чудо близ Санкт-Петербурга (знаменитый Петродворец). Стены залов Пидгорецкого, на то время самого богатого в Европе замка, украшали полотна и скульптуры выдающихся мастеров. Здесь было прекрасное собрание художественных и культурно-исторических ценностей. В замке находился арсенал, лучшая в Польше коллекция оружия, были собраны огромная библиотека и архив. Здесь давали роскошные балы, играл крепостной театр. Множество знаменитых европейцев в то или иное время побывало в Пидгирцах.
В 1720 г. младший Собеский, Константин Владислав, уступил Пидгирцы вместе с Олесько Станиславу Матеушу Жевускому, полевому коронному гетману.
С 1728 г. замком владел Вацлав Жевуский, сын Станислава Матеуша Жевуского. Он придал замку сохранившийся до наших дней вид, дивящий своей утончённостью.
Вацлав Жевуский (1706–1779) - в конце жизни краковский кастелян - не только сохранил оставшиеся от прежних владельцев замка ценности, но также с необычайным пиететом в 1754–1767 годах собирал новые, дотоль расбросанные по всей Польше, свозя их в Пидгирцы.
Здесь было собрано много раритов, принадлежащих роду Собеских, как, например: сабля Яна III из-под Вены, взятые там богатые трофеи (янычарские барабаны и литавры, инкрустированные золотом турецкие луки), мебель в Кармазинном Зале (кармазин [цвет] ярко-красный) – всё от Яна III, ценности королевы Марии Казимиры - кедровая шкатулка, башмачок а также спинет (род клавикордов, небольшой клавесин, распространённый в XVII-XVIII ст.), подаренный императрицей Элеонорой Магдалиной, супругой Леопольда II Габсбурга после венской победы. Был там также мраморный, надвое треснувший стол, на котором по преданию крестили короля Яна III в Олеськом замке.
В замке в Пидгирцах размещалась также – в небольшом квадратном т.н. называемом Мозаичном кабинете – считавшаяся подлинной спальня Яна III. На одной из стен висел ручной вышивки атласный турецкий ковёр, добытый под Веной. Находилось там и другие вещи Собеских, в т.ч. спальное ложе с импозантным балдахином и более скромная полевая кровать, письменный столик, а также бюро из Жовквы.
Замок начал приходить в упадок ещё при жизни Вацлава Жевуского, когда он вместе с сыном Северином, как ярые противники российского протектората, пребывали в ссылке в Калуге с 1768 по 1773 г.
Замок был продан с аукциона и выкуплен Северином (кстати, родившимся в этом самом замке), вернувшимся в Польшу из калужской ссылки в 1774 г.
Во время раздела Польши многие имения польских магнатов-оппозиционеров подвергались разграблению раскваритованными в них русскими, а потом австрийскими войсками. Не миновал сей участи и Пидгорецкий замок: несколько лет здесь квартировали русские войска, затем при австрияках в 1779 г. были проданы с аукционов значительные части оснащения, включая медную кровлю, и коллекции, в том числе гетманская булава. Замок пребывал в ужасном состоянии, пока не был поднят из руин Леоном Жевуским, сохранившим также часть коллекции, а затем и следущим владельцем - князем Евстахием Сангушко.
В 1867-1903 г.г. были проведены огромные реставрационные работы.
До 40-х годов XX ст. замок принадлежал семье князей Сангушко.
До 1914 г. дворец функционировал как частный, но общедоступный музей.
Во время I мировой войны русская армия защитила замок, но вывезла вглубь Росии самые ценные предметы.
Летом 1915 в замке дислоцировался V австрийско-венгерский корпус - тем самым замок очутился на линии фронта и ему угрожал разгром русской артиллерией. По приказу знаменитого генерала А. Брусилова замок сберегли, однако, он был опять разграблен. Часть ценных предметов удалось вывезти в в другое имение. Солдаты практически полностью опустошили замок.
В 1920 г. дворец жестоко пострадал от конармейцев Будённого. Славные красные кавалеристы после разгрома под Замостем, отступая, не только грабили и насиловали галицкие местечки, устраивали повсеместно еврейские погромы, но и уничтожили бесценные шедевры Пидгорецкого замка.
В 30-е годы XX ст. пидгорецкая коллекция была восстановлена. Последним владельцем был конезаводчик Роман Сангушко.
Когда вспыхнула II мировая война Роман Сангушко успел переправить часть коллекции в Румынию, а оттуда в Бразилию, в Сан-Пауло. Часть коллекции стала основой культурного фонда, который существует и поныне.
Во время II мировой войны были уничтожены порталы, камины, панели, обивки, печи и паркет. В 1944 г. артиллерийским снарядом повреждены покрытие и конструкции купола, северо-восточная стена костёла, статуя на аттике.
В советские времена опустошение замка продолжалось: в Ленинград были вывезены статуи, ныне украшающие Летний сад. Остатки ценностей передали во львовские музеи. В самом же замке была размещена, хотя и не «психушка», как в других замках и монастырях, но тублечебница.
После пожара в феврале 1956 г. завалились перекрытия I и II этажей.
Этот пожар дополнил предыдущие разрушения, после чего, в принципе, остались одни стены. Реставрация памятника в 1964—1965 гг. (ремонт, заменена конструкции крыши, обновление гонтового покрытия) и в 1976—1979 гг. (архит. И. В. Старосольский) уже не смогла восстановить многого из утраченного.
В ансамбль Пидгорецкого замка входят окружённый оборонительными рвами и валами дворец, костёл Св. Иосифа и Воздвижения и въездные ворота в стиле барокко (XVIII ст.), парк с парковыми сооружениями (XVII-XVIII ст.). Костёл Св. Иосифа и Воздвижения (1752-1766 гг.) построен по проекту итальянского архитектора и скульптора Бернардино Цаноби де Джианнотиса (Романуса, как называли его в Польше, где он работал) по заказу Вацлава Жевуского, пожелавшего иметь в Пидгирцах копию знаменитой Базилики di Supergi в Турине. Костёл, расположенный в 300 м от дворца, замыкает перспективу главной аллеи и является частью замкового ансамбля.
Лишь в 1997 г. Пидгорецкий замок-дворец был передан Львовской картинной галерее (в наст. время – Львовская галерея исскуств). Создано несколько фондов по спасению замка.
Реставрация замка продолжается.

Хорватія

Готуй воза взимку! Завчасне бронювання