Унивская Святоуспенская лавра. Фото: ЛЕОТУР
1
2

Святоуспенская Унивская лавра (УГКЦ)

Унивский монастырь возник среди прекрасного ландшафта Прикарпатья с его гористой местностью, сочными долинами и плодородными полями. Еще не найдено письменных свидетельств о точной дате основания монастыря, однако в архивных документах нач. XIV ст. Унив отмечается как известный духовный центр Галиции.
Известно, что до середине XV ст. Унивский монастырь опекали князья рода Гедиминовичей. Впоследствии Унив перешел в наследственное владение княжьего рода Лагодовских.
Специальной грамотой от 30 июля в 1542 г. польский король узаконил статус Унивской архимандрии и владений; право выбора архимандрита осталось исключительно за монахами. В это же времени заметно оживились грабительские походы татарских орд на украинские земли. Среди письменных источников существуют сведения о том, что в 1549 г. "манастырь татарове сожгли".
После татарского нашествия ктитором монастыря стал Александр Ванько Лагодовский (опекал монастырь до 1574 г.). Давнее сказание повествует, как, захворав болезнью ног, Ванько увидел во сне Богородицу, которая посоветовала ему искать неподалеку в лесу целебный источник. Чудесно исцелившись, шляхтич дает обет возродить уничтоженную обитель. В XVI ст началось строительство каменной оборонной церкви над источником, а впоследствии - четырёх угловых башен и стен. Сохранилось надгробие Лагодовского - один из лучших образцов западноукраинской скульптуры эпохи Ренессанса.
Долга история монастыря. Из рук в руки переходили галицкие земли на протяжение веков.
В 1570 г. львовским владыкой стал Гедеон Балабан, которому польский король отдал Унивский монастырь под патронат. На место архимандрита в 1597 г. он поставил своего племянника Исаю Балабана, добрые отношения которого с влиятельными фигурами Галиции и Варшавы несколько сдерживали поляков от недоброжелательных акций против монастыря. Однако после смерти архимандрита в 1620 г. начались их вооруженные нападения на обитель. Весна 1648 года принесла надежду на освобождение от польского господства. Однако с войсками Б.Хмельницкого в Галицию пришли татары. Осенью в 1648 г. они уничтожили монастырские села, многих людей взяли в плен.
Нелегкие времена наступили после вхождения края в Австрийскую империю. Были закрыты многие монастыри, в том числе и Унивская обитель (в 1790 г.), которую митрополит Михаил Левицкий перестроил под свою резиденцию, и тем самым спас её от полного уничтожения.
Возродить монашескую жизнь в Униве выпало на долю Андрея Шептицкого. Унивскую обитель он передал монахам Студийского Устава** и вскоре предоставил статус Лавры. Настоятелем монастыря с 1926 по 1947 г. был Климентий Шептицкий. В 44-летнем возрасте он становится монахом, избирает недавно возобновленный митрополитом Андреем монастырь Студийского устава, принимая имя святого Климентия, папы. Вместе с митрополитом он составляет Типикон для монахов Студийского устава, активно работает над возобновлением традиционного монашества согласно с учение святых Отцов. Во времена фашистской оккупации игумен Климентий руководил акцией укрывания евреев. В 1944 г. о. Климений получил сан архимандрита монахов Студийского устава**.
После ареста епископов УГКЦ (11 апреля в 1945 г.) о. Климентий стал фактическим проводником духовенства, противившегося насильственному навязыванию православия. Отец Климентий понимал, что его ожидает такая же судьба, как и всех епископов, однако не скрывался от преследований, а готовился их принять.
Свой крестный путь архимандрит Климентий начал 5 июня в 1947 г., когда его арестовали в Унивской Лавре. Земной путь его закончился 1 мая 1951 г. в печально известном Владимирском централе.
Участь своих обитателей постигла и сам монастырь.
По неизменной советской традиции тут был обустроен дом для умалишенных.
Лишь более сорока лет спустя вновь услышали верующие гул монастырского колокола и в стенах древней обители зазвучала молитва.

Унивская чудотворная икона Богородицы

Икона принадлежит к иконописному типу Одигитрия (греч. Οδηγητρια — Указующая Путь) – Путеводительница - одному из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. О происхождении иконы существует много сказаний, но время и место написания достоверно неизвестны. Оригинал иконы до наших дней не сохранился.
Уже во времена митрополита Михаила Левицкого (первая пол. XIX ст.) икона была значительно повреждена. Поэтому на полотне изготовили ее копию, которую поместили на оригинале, украсив окладом. Этот факт записан в 1894 г. отцом А. Дольницким: “сей образ находился издавна в часовне на кладбище унивском, а когда тот образ украшен был короной (“коронован”), перенесли его в церковь дворцовую”.
Короновать икону мог Унивский архимандрит Атанасий Шептицкий (1715-1746 гг.), который приложил множество усилий к распространению почитания Богородицы.
Еще одна икона Богородицы-Одигитрии XVII ст. (без оклада, с металлическими коронами) до 1939 г. висела в монастырской часовне. Обе святыни были утеряны после закрытия Унивской Лавры в 1950 г. советской властью. Сохранился лишь оклад XVIII ст., которая сегодня украшает копию чудотворной иконы, написанной по давним гравюрам и фотографиям иконописцем иеромонахом Ювеналием Мокрицким. Она была торжественно перенесена в Унивскую Лавру в 1995 г.

P.S. Чудесный же источник, как и полтысячелетия тому назад, бьёт прямо из-под монастырской стены, стекает в небольшой бассейн, в котором омывают ступни паломники, впадает в небольшое озерце и бежит дальше, сливаясь, наверное, с другими ручейками в огромный Океан Жизни.

Использованы материалы сайта Святоуспенской Унивской лавры

* Богослужебный Устав — совокупность указаний, определяющая структуру и порядок богослужений и их сочетаний на все дни года. Книга, в которой устав записан, называется «Типикон»
** Студийский устав — составлен преподобным Теодором Студитом, настоятелем Студийского монастыря в Константинополе.
В Украину привез этот устав в 1073 г. греческий монах Михаил и передал его преп. Теодосию Печерскому. Впоследствии этот устав был перенят всеми монастырями Киевской Руси. Но с течением времени в результате различных обстоятельств эта монашеская традиция утратилась. Потому в конце XIX века митрополит Андрей Шептицкий возобновил в Украинской Греко-католической Церкви монашескую жизнь по древнему Студийскому Уставу.

Из справочника "Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР":
УНЕВСКИИ МОНАСТЫРЬ-КРЕПОСТЬ, XV—XIX вв.
Основан в 1400 г. князем Федором Любартовичем. Представлял оборонный комплекс, почти не отличавшийся от укрепленных феодальных замков. Обведен крепостными стенами с бойницами и четырьмя угловыми башнями. Со стороны двора к стенам примыкали помещения келий. Высокий вал и глубокий ров, наполненный водой, окружавшие монастырь, существовали до начала XIX в. Монастырь состоит из церкви, крепостных стен с двумя севере- и юго-западной башнями, зданий келий и дома митрополита. Реставрации и перестройки изменили первоначальный вид ансамбля. Из описи памятника 1763 г. известно, что монастырские здания возведены (до начала XVIII в.) частично из камня, частично из дерева. Значительные строительные и реконструкционные работы проведены в 1710—1741 гг. Планировка монастыря регулярная: состоит из четырех корпусов, образующих квадратный двор, с церковью посредине. Южная сторона квадрата была застроена только в начале XIX в. возведением дома митрополита. Раньше с этой стороны находились ворота и мост. В начале XIX в. снесен оборонный вал, засыпан ров, внесены изменения в застройку комплекса. В 1905 г. реставрирован. Памятник относится к уникальным произведениям оборонной архитектуры на Украине.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР изд. "Будівельник" 1983-1986 гг.

Хорватия

Раннее бронирование и акции 2014