1

Доминиканский собор

пл. Музейная, 1
Первый камень в фундамент этого величественного, динамичного и волнующего сооружения заложил Юзеф Потоцкий, великий коронный гетман и главный донор строительства, длившегося с 1749 по 1764 г. Чтобы подчеркнуть «доминиканское» происхождение храма на его фасаде был размещён герб ордена - лежащий на книге пёс с пылающим в зубах факелом.
Автором проекта выдающегося сооружения был талантливый архитектор и фортификатор, комендант крепости Каменец-Подольского Ян де Витте. Правда, в последнее время появились данные, что автором являлся неизвестный французский архитектор.
До 1764 г. костёл строил Мартин Урбаник, а после его смерти продолжил Кшистоф Мурадович. После пожаров 1766 и 1778 гг. фасад завершил в 1792-1798 гг. Клеменс Фесингер. Доминиканский костёл — одно из грандиознейших сооружений львовской архитектуры XVIII ст. Его мощный купол в ансамбле с расположенной неподалёку элегантной башней Корнякта создают узнаваемый ориентир в панораме города, которую так любят снимать на камеры с Высокого замка туристы.
Доминиканский костёл Божьего Тела, прилегающие к нему монастырские кельи и колокольня образуют единый архитектурный комплекс, датированный ХV-ХІХ ст. Костёл является наибольшим барокковим храмом Львова. Сооружался на месте готического храма XV ст., разобранного в 1745 г., на участке, граничащим с западным пределом застройки исторической части Львова.
Фронтон украшают скульптуры святых (скульп. К. Фессингер, XVIII ст.).
Интерьер оформлен деревянными скульптурами, установленными под куполом (вторая пол. XVIII ст.), каменными и алебастровыми надгробиями XVI-XVII ст. из старого костёла. Главный алтарь украшают четыре деревянные фигуры апостолов работы Матвея Полейовского (1777).
В XIX веке костёл обогатился тремя прекрасными надгробиями: графини Юзефы Дунин-Борковской (выполнил его датский скульптор Бертел Торвальдсеном, 1816), польского художника Артура Гроттгера (автором является Валери Гадомский, 1880) и галицкого губернатора Франца фон Гауера работы Антона Шимзера (первая треть ХІХ ст.).
Перед собором обустроены площадь и небольшой сквер.
Один из лучших европейских образцов архитектуры позднего барокко.

Колокольня костёла Доминиканцев
1865 г. /архит. Юлиан Октавиан Захаревич (Львигруд)/
Историзм (необароко)
Вместе с храмом и помещениями келий, колокольня является компонентом архитектурного ансамбля монастыря Доминиканцев (ХV-ХІХ ст.). Примыкает к костёлу с севера. Строение двухъярусное, кирпичное, увенчанное куполом. Стены расчленены пилястрами и межярусной балюстрадой, с двумя фланкирующими вазами. Над входом размещён небольшой балкон.
Колокольня является образцом архитектуры раннего историзма.

Здание монастыря Доминиканцев
(ныне - музей истории религии)
XV ст.
1556-1621 (перестройка), архит. Н. Чех конец XVIII ст. (реставрация после пожара)
Готика. Ренессанс. Барокко.
Дом монастыря является компонентом архитектурного ансамбля, в который также входит расположенное рядом монументальное здание костёла и колокольня. Монастырские сооружения примыкают к храму с севера. Здание сложено из камня, трёхэтажное, стены укреплены контрфорсами. Окна арочные и прямоугольные, частично обрамленные.
Блок келий имеет сложную конфигурацию.
В монастырском здании сохранились алебастровые надгробия XVI-XVII ст. из старого костёла.

В древнем Доминиканском костёле из 1997 г. было возобновленное богослужение как в храме Пресвятой Евхаристии Украинской Греко-католической Церкви.
Сейчас в ночное время Доминиканский собор подсвечивается.
В 2007 г. в ночь на Ивана Купала колонны и скульптуры собора заиграли цветными красками.
Технология такого освещения не имеет аналогов в Европе.

В скверике возле Доминиканского собора в мае 2006 года установили оригинальный бронзовый памятник художнику-примитивисту Никифору (Никифор Епифаний Дровняк).
Указательный палец на левой руке, занесённой над головой, и нос отполированны до блеска. По вновьсозданному львовскому мифу Никифор выполняет одно желание в день, нужно только подержаться за поднятый ввысь палец (кто не достанет до пальца - может подержаться за нос - как равноценный вариант). Поэтому желающих целый день хоть отбавляй.
Автор памятника – скульптор Сергей Олешко. Приятно, что 10 лет назад именно С.Олешко выполнил портал нашего офиса.