1

ЛЬВОВСКАЯ ОПЕРА

Львовский Государственный академический театр оперы и балета им. Соломии Крушельницкой

Львівський Державний академічний театр опери та балету ім. Соломії Крушельницької

Проспект Свободы, 28

Величественное здание театра замыкает ценртальный львовский проспект - Проспект Свободы. Весной 2008 г. на площади перед театром установлен великолепный фонтан.
Театр построен (1897—1900) по проекту архитектора 3игмунта Горголевского, который и руководил всем строительством - от фундамента до интерьера - используя формы и детали Ренессанса и барокко.
• Главный вход акцентирован тремя порталами с арочными лоджиями над ними, разделенными спаренными коринфскими колонками. Здание насыщено скульптурным и живописным декором, в оформлении интерьера использованы мрамор, лепные орнаменты, позолота и декоративная живопись в формах позднего классицизма.
• Фронтон венчает фигура «Слава» с пальмовой ветвью, с двух сторон на наконечниках фасада размещены крылатые символические бронзовые фигуры — «Гений Трагедии» (с маской) и «Гений Музыки» (с лирой) скульптора П. Войтовича. Справа и слева на фасаде, между колоннами, размещены две фигуры, одна из которых символизирует Трагедию (скульптор А.Попель), другая — Комедию (скульптор — Т.Баронч). Выше, в треугольном тимпане, находится горельеф: композиция, раскрывающая в аллегорических сценах основу театрального искусства, жизнь, состоящую из противоположных начал, — радостей и страданий.
• Над живописными панно вестибюля работали художники Д. Котовский, Т. Рыбковский, М. Герасимович, 3. Розвадовский, В. Крицинский под руководством Т. Попеля.
• В фойе скульптура создана М. Герасимовичем, живопись — Ю. Зубером, О. Августиновичем, С. Батовским под руководством С. Дембицкого. «Триумф Славы» на плафоне — работа кисти С. Рейхана.
• Многоярусный зрительный зал рассчитан на 1800 мест.
• Живописную целостность зала завершает декоративный занавес-картина «Парнас» работы художника Генрика Семирадского. Художник работал над ней последние годы своей жизни в Риме. Случилось так, у заказчиков не хватило средств, чтобы заплатить художнику за работу. И Семирадский совершает благородный поступок - дарит театру это уникальное полотно, над которым он трудился несколько лет. Парадный занавес в обрамлении чудесного бордюра, выполненного итальянским мастером Ретросси по эскизу самого Семирадского, впервые предстал перед зрительным залом 13 января 1901 года.
Г. Семирадский скончался через год после открытия театра, а его занавес и по сей день украшает Львовский государственный театр оперы и балета им. Соломии Крушельницкой.
Подобные театральные занавесы-картины есть лишь в операх Милана, Кракова и Львова.
Правда, перед львовским зрителем занавес сейчас опускают лишь в исключительных случаях.
Если Вам посчастливится присутствовать на премьере или каком-либо особо торжественном мероприятии во Львовской Опере, парадный занавес предстанет перед Вашим изумлённым взором.
Большой городской театр (так назывался Оперный театр до 1939 года) открылся 4 октября 1900 года. В торжественном открытии театра в числе почётных гостей присутствовали писатель Генрик Сенкевич, композитор Игнац Ян Падеревский, художник Генрик Семирадский. В тот вечер в театре давали лирико-драматическую оперу «Янек» В. Желенского о жизни карпатских верховинцев. Главную партию исполнял знаменитый украинский тенор Александр Мишуга.
На протяжение болеее 100-летней истории Львовского оперного театра на его сцене блистали выдающиеся артисты, в том числе легендарные украинские певцы Александр Мишуга, Модест Менцинский и Соломия Крушельницкая, имя которой ныне носит театр.